Туристы-авантюристы команда любителей приключений
маршруты

РАССКАЗЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ

КОМАНДА
ПОЛЕЗНО
МАРШРУТЫ
ФОТОГРАФИИ
ОБЩЕНИЕ
КОНТАКТЫ
Маршруты на выходные
Рассказы, впечатления
Статьи. Тех. отчеты

Егоровна и Ирюндер. Путешествие в Индию

Сроки: 28 мая - 15 июня 2008
В аэропорте Шереметьево нас приняли за иностранцев. Тетенька из таможенной службы начала что-то говорить про bottle, которая болталась у Мишки, а после моего русского "чо?" перешла на чистый родной. Видимо нерусские корни в нас выдали рюкзаки и Михина борода.
Летели туда - спали каждый на трех сидениях, мало людей. К Дели подлетали ночью. Город очень большой, с плотной застройкой, левосторонним движением и сильно загазованный. Смог не проходит. Наш пилот Анатолий Ходырев говорит, что за бортом +30. Сейчас проверим.
Действительно очень жарко и душно. Город живет даже ночью, везде движение: автобусы, грузовички и моторикши (тук-туки). Вот на одном из них мы и решили доехать до другого аэропорта междугородних авиалиний Domestic.
Моторикша нам попался нечестный, потому что когда ему дали обещанные сто рупий, он заворотил нос, типа эта сумма оскорбляет его до самой глубины души. Я вообще категорически против давать деньги прощелыгам. К тому же он был либо чуть пьян, либо где-то прикурил. Но поскольку он был единственный, кто согласился ехать за сто, мы особенно не выбирали.
В "Доместосе" купить билеты на подходящий по времени рейс смогли лишь в компании Deccan, правда дороговато: 5900 рупий на лицо до Шринагара. Время до отлета коротали в аэропорту, поедая самосу. Мишка, наверно, тайный индус, потому что, кушая что-либо индийское, он даже не морщится и просит добавки. А я любовалась, глядя на женщин. Все такие разные, многие с детьми, совсем крохами. Ни одного одинакового сари за две с половиной недели я так и не увидела. Индуски носят много украшений (то ли золото, то ли латунь), даже маленькие девчухи в браслетах и серьгах. Взрослые тети по комплекции больше пышечки. Хотя и среди них встречаются очень даже ничего экземпляры с Далее
миловидными чертами лица.
До Шринагара летели час в самолете, полном родителей и их детей, которые все время что-то кушали, пили и бегали в туалет. И ни одного свободного места не было. Зато горами полюбовались: снежные пики, залитые солнцем, и все такие особенные. Тупые и острые, одинокие, некоторые дружелюбные, а некоторые даже коварные.
А в Шринагаре за бортом оказалось +17! Если вы не любите жарищу, то путешествие по северной Индии для вас! (прямо лозунг какой-то). Травы и цветов в изобилии. Добрались до центра города и пошли гулять-искать номерок. В городе очень много военных из-за близкого расположения с Пакистаном. Стоят через каждые 50 метров симпатичные смуглые мужички в форме, с автоматами и белоснежными зубами (кстати, не все индусы пользуются зубной щеткой, некоторые это делают палочкой, размочаленной на конце). Туалет в городе найти проблема, так что приходилось искать. Народ видит, что туристы и пристает со своими услугами по-страшному. Через несколько часов мы решили, что легче не реагировать, чем отбиваться.
В Шринагаре некоторые граждане живут и сдают жилье на воде. Шипботы стоят естественно дороже, чем жилье на земле. Жить мы там не решились.
Город полон зелени, большие толстые чинары достают до неба.
Магазинов с алкогольной продукцией на весь город немного, мы нашли один. Возможно, их чуть больше.
Жилье наше было недалеко от Dallake (большущее озеро) за 300 рупий в фанерной пристройке на крыше. Туалет на этаж. Мыться холодной водой, нагревают вечером по просьбе. Даллэйк весь заставлен шипботами, некоторые даже со своими садами. Ночью на них горят огни и зрелище очень красивое.
Шринагарские плавучие дома Улицы Шринагара
Однако ночью в городе не очень спокойно, поэтому часам к 12 ночи город как будто вымирает. Военные патрулируют переулочки, сдувают колеса неправильно припаркованных машин. Мишка сказал, что слышал стрельбу. Вобщем, ночью по Шринагару никто не гуляет. До рассвета нас разбудил мулла. В 4 утра он в рупор призывал правоверных, покряхтывая от першения в горле (простудился наверно).
Говорят, эти места славятся среди индусов-молодоженов, они здесь проводят медовый месяц.
Если Вам захочется побыть в уголке Европы, можете заехать в туристический центр (рядом с мостом в центре). Пока Мишка бегал в винный магазин, мне удалось поспать в этом оазисе возле фонтана.
Покушать можно повсеместно. Непривыкшим к остростям рекомендуем брать рис, лепешки чапатти (они даже с начинками бывают) и можно из местного блюдо под названием "кюфта". Если заранее предупредить, что хочется not spisy обязательно что-нибудь предложат.
Интернет хоть и есть на каждом углу, в большей половине случаев работает с такой скоростью, что борода успеет вырасти.
Планируя поезду в Ле, пошли искать местный автовокзал. 3 часа по жаре топали пешком, вареные русские люди. В конце концов нашли автобус, едущий до Каргила (Kargil), но он, несмотря на Далее
отправление только следующим утром, уже был забит местным населением. Было принято волевое решение ехать на джипе.
В общей сложности мы провели в Шринагаре 2 дня. В один из вечеров поехали прокатиться на лодке с балдахином по Далозеру. На 2 часа время как будто остановилось: от воды прохлада, темнота, мимо пролетел единственный встреченный в Индии комар, наш френд стрелял сигареты и в благодарность завез нас в какие-то кущи с плавучими островками и лилиями, распускающимися днем. А потом мы плавно выплыли в плавучим магазинам, во сервис!
В 6 утра 31 мая мы уже чапали по набережной навстречу джипу. Навстречу бежали девочки-школьницы в серых платьях, утренняя физкультура видимо, и подгонял девчонок физрук…на мотоцикле. Педагог :. Мальчики бежали отдельно от девочек, все в лучших традициях раздельного воспитания.
В джипе нас ехало кроме водителя еще четверо: мы с Мишкой, студент из Нью-Дели с понятным английским и профессор математики, за которым мы заехали к нему домой. Провожала его огромная индийская семья - человек 20 индийских душ всех возрастов. Вобщем, компания подобралась вполне культурная: все время общались.
В Sonmage час пропускали колонну военных, едущих с перевала Zojla. Поселок небольшой, больше напоминает военную базу.
Туристический центр в Шринагаре (имеются сотрудники, немного понимающие по-русски) Вечерние прогулки по Далозеру
Sonmag Легендарная индийская ТАТА
Потом началось самое страшно-интересное: горы слева, обрывы справа и сам перевал. Дорожное покрытие до и после перевала асфальтовое, на самом перевале км 20 - грунт. Приходилось закрывать окно, чтобы не надышаться пылью. На встречу много грузовых ТАТА и военных машин.
Когда впервые едешь вдоль большого обрыва, непрестанно преследуют мысли: "сейчас сорвемся", "как же можно так гонять!", "мама, как страшно…". И чувствуешь себя маленьким червячком. Виды сверху с перевала просто потрясающие до глубины души: долины с реками голубого цвета, микропоселки и микромашинки на ленте серпантина.
За перевалом Zojla начинается район Ладакх (Ladakh) штата Джамму и Кашмир. Постепенно исчезает трава, и появляются скалы красного цвета и насыпи: зеленые, оранжевые, сиренево-фиолетовые. Красотища неописуемая!!!
Шофер наш - шустрый парняга, кое-где ехал 70 км/час, иногда смачно сплевывая в окно. Км за 40 до Каргила дорога идет вдоль реки Драсс (Drass). Мишка говорит, что там реально сплавиться на катамаранах. В Каргиле мы были часов в 15 дня. Водитель наш отсюда родом, и пока мы ехали по Каргилу половина мужчин поселка с ним поздоровались.
Покушав не очень хорошие мо-мо (манты по-нашему) мы, наивные, думали, что в этот же день сможем продолжить дорогу до Ле (Leh). Однако после двухчасового голосования на дороге мы поняли, меньше чем за 7 коробок кц нас никто никуда не положит. Джипы хотели три тысячи рупий до Ле. Мы прикинулись чатланами.
Вернулись в город, кратенько осмотрели местные достопримечательности: главную улицу, главный базар (совпадает с главной улицей), посмотрели на город с высоты. Мальчик за рупию продал какую-то съестную палочку в палец толщиной, которая оказалась невкусным маслянистым жаренным тестом. Заявились на автовокзал, ведь еще час назад были билеты. Поэтому когда куча таксистов начали галдеть, что билетов нет, мы им просто не поверили и решили рано утром подойти к автобусу.
Каргил не направлен на туристов, поэтому в нем не очень уютно. Даже скорее мрачновато. К тому же он преимущественно мусульманский. Далее
В 4 утра подошли к автобусу, а мест то действительно нет. Только стоя. Познакомились с венгром, путешествующим по Индии. Габор сразу вычислил в нас русских, потому что в детстве 3 года учился в восемьсот какой-то школе на Кутузовском проспекте. Даже некоторые плохие русские слова помнит.
Залезли мы с Мишкой в конец автобуса. Я сначала сидела на заднем сидении, но потом количество поп там превысило все нормы, и я перебралась на рюкзак. Мишка стоял, периодически подталкиваемый локтями и ногами, или вообще к нему под ноги падал спящий ребенок с рук спящей матери.
В транспорте индусы ведут себя нагло, особенно те, что сидят: опускают сиденья, чтобы поспать, даже если люди сзади сидят друг на друге. Периодически кто-то откровенно тошнится в окно, причем через сидящего рядом соседа. Кто-то давал команду "газы", вызывая позывы выброситься в окно у всех пассажиров.
Часть дороги удалось поспать, периодически долбясь головой обо что-нибудь, но меня героически поддерживал простой индийский парень, между ног которого я сидела. По ощущениям в автобусе ехать не менее страшно, чем на джипе. От Каргила до Ламаюри (Lamaiyri) 105 км с пересечением двух перевалов. Однако из-за количества народа и дальности от окна, увидеть их не удалось.
В Ламаюри мы были в 10 часов утра. Автобус, такой же полный, поехал дальше.
Место вдохновенно красивое, речка-ручей течет внизу, тополя высокие и стройные, горы вокруг и на горе монастырь.
Нашли тут же: отель ШангриЛа за 100 рупий, с очень добродушными хозяевами. Несмотря на то, что все еще на этапе строительства, нам очень понравилось. Потому что через окна виден монастырь и весь поселок сверху.
Хозяин (ростом где-то метр пятьдесят) достраивает свой гестхаус. У них с женой 5 детей (ему 41 год, ей- 36), самому младшему 4 года. Одной из дочек 14 лет, а ростом она с восьмилетнего нашего ребенка. На севере Индии люди больше с монголоидными чертами лица, низкорослые, но крепенькие, приветливые и открытые, у ребятишек часто красные щечки.
Переулочки Каргила (Главная улица города) Монастырь Ламаюри
Монастырь Ламаюри
Воду в гестхаус носят пока руками в канистрах. Готовят еду в пароварках. Мы даже договорились попользоваться хозяйской кухней. Капустку в яйце сделать, чаек. Хозяйка и дети смотрели, как я режу и жарю, и добродушно посмеивались, у них все по-другому делается. Чай, например, они кипятят какое-то время вместе с заваркой.
Проживают в Ламаюри преимущественно буддисты, поэтому куры здесь умирают своей смертью. Зато яйца всегда есть!
Монастырь на горе сразу видно, что богатый. Бабуся ходит, мантры поет, вся в бусах и дяденька европейской наружности денежку дает за то, что она позволяет себя сфотографировать. Монастырь очень ухоженный.
А если подняться еще выше по тропинке, то видно всю панораму Ламаюри. Вот красотень так красотень!
Вечером сварганили овощной суп с остатками московской колбасы. Варился он очень долго, вроде кипит, а овощи пробуешь - сырые. Высота, однако. Зато пока он готовился, мы успели проголодаться и обменяться культурным опытом с Габором. Венгрия и наша Раша. Обсудили дальнейший маршрут, из Lonely Planet узнали о горячих источниках в Панамике (Panamik), карту срисовали. Даже в 009 не пришлось звонить.
2 июля нашли от Габора записку с русскими словами, что он поехал дальше. Но даже придя на остановку позже него на полтора часа, мы все равно его застали: тата не берет, не хотят проблем на постах. Минут через 50 ожидания проезжают два джипа и мы временно расстаемся с венгром-путешественником, он едет на один день в Алчи, мы - сразу в Ле.
По дороге монах, дедушка в бордово-оранжевых одеждах, сидевший спереди, угощал всех ирисками и печеньем. Несмотря на дружелюбную атмосферу, мне все было до глубокой зеленой лампочки. Голова трещала по швам, ни есть, ни пить, ни шевелиться не хотелось.
Уже днем мы приехали в Ле (Leh). Город большой, расположился уютно в долине реки Индус. Даже аэропорт свой!
Отель Мишка нашел быстро, нюх у него на такие дела. И относительно недорого, двести рупий. Далее
Разведку провели. Автобус до Манали (туристический), автовокзал. Оказалось, что до местечка Панамик, где бьют горячие источники, автобус едет только 2 раза в неделю. В городе полно контор, где можно взять мотоцикл напрокат. Тук-туков в этих краях нет, в гору не тянут. На рынках куча украшений, оптом дешевле. Мишка утверждает, что все равно цена завышена, так как везется все из Тибета, где покупается за копейки. Вечером нашли ресторанчик на главной улице, где хозяева братья-близнецы накормили нас настолько вкусными мо-мо, что мы стали их постоянными клиентами. Манты можно заказать и овощные и с творогом, и не только на пару, но и жареные. Что же касается супов, то здесь их делают для европейцев. Например, tomato soup - это бульон, заправленный кетчупом, в котором плавает помидорка и яичко. Когда голоден, очень вкусно. И хотя бы один раз стоит попробовать.
Утром следующего дня пошли брать мотоцикл. От того, который присмотрели вчера, не оказалось ключей (позже мы пользовались самодельным из медной проволоки). Целью нашей поездки на сегодня было добраться до Хемиса, посмотреть монастырь. Пока ехали, завернули в монастырь Тиксе (Tiksey). Вид с его крыши просто обалденный.
Монастыри по внешнему оформлению очень похожи друг на друга.
Часов в 11 мы приехали а Кару (Karu), где пообедали обалденной кюфтой и намазанным на чапатти соленым сливочным маслом, а там уже и до Хемиса рукой подать.
Hemis gonpa- небольшой уютный монастырь, расположенный на скалах. Внутри трехметровая статуя Бога (чтобы не наврать, имя не называю). Пока Мишка гулял по крыше, я пользовалась бешенной популярностью у индусов, приехавших из Мумбаи, посмотреть на северные святыни. Их даже не смущали мои засаленные от шлема волосы, так что фотосессия состоялась.
Поскольку основную программу на сегодня мы выработали, было принято решение в этот же день вернуться в Ле, но уже по другой стороне реки Индус. Дорога здесь пустынная, редко попадаются мусульманские поселения со спутниковыми тарелками на крышах.
Улица Ламаюри Кусочек Ле
Заехали в Сток (Stok), проехались по его уютным улочкам. Кстати, здесь тоже есть монастырь и достаточно известный на всю округу.
Меня только сегодня начала отпускать высота, голова уже практически не болит. Когда резко высота набирается, у меня возникает ощущение сдавливания внутренностей, поэтому перед перевалами ничего не ем, иначе вся еда на перевале и останется. Лучше пить больше, : желательно горячего чая со сгущенкой.
Еще одно дело мы должны были выполнить: доехать на мотоцикле до самого высокогорного перевала в мире Кардунг Ла (5602 м). Мотоцикл в этот раз был другой, с нормальным ключом и даже спидометр работал. Виды, открывающиеся с дороги на город и горы потрясают. Ле как на ладони: глиняные жилища, большой стадион Далее
для игры в поло, полумесяцы мечетей и буддийские гомпы.
В South Pulu (южный военный пост перед перевалом) нас остановил пограничник-сикх ну очень приятной наружности. Говорит, пермита (разрешения въехать на определенные территории) нет, можете вертаться взад и это мое заднее слово.
Честно говоря, я тогда даже обрадовалась, что пермита у нас нет, потому что началась настоящая метель, как у нас с сильным ветром и мокрыми хлопьями снега. Мимо прошелестели 2 байка с иностранными ребятами, которые после отметки на посту оделись как капусты и поехали в метель наверх. А мы повернули обратно. Спускаться в метель - это круто! Мишка периодически орал: "Вытри мне шлем! Я ничего не вижу!" и другой непереводимый фольклор.
Хемис А наверху-то метель
А внизу светит солнце, тепло и мухи не кусают. Сразу, не отходя от кассы, решили сделать пермит. А вот и Каргил нога! Делают только группам от 4 человек, действует 5 дней и контора, где его делают, работает только по утрам. Так что сегодня мы проехали. Решили сделать пермит через посредника, и он содрал с нас за разрешения по 200 рупий с лица. А мы, пока было время до завтрашнего дня, купили свежую курятину, овощей и сделали в пароварке рагу. Конечно здесь катастрофически нет сметаны и майонеза. Только курд. Однако это не помешало нам скушать рагу прямо на крыше нашего отеля, наблюдая выступление народного коллектива в соседней гостинице. Мишка потом даже потанцевал там со всеми.
На следующее утро пермит мы получили в 12.30 и поскольку были с вещами, сразу же поднялись на дорогу до перевала, срезая через кладбище. А перевал в это время наблюдал за нами, а мы за ним. Часа два ждали и тут, о чудо! проезжала мимо машинка (не машина, а именно машинка), которая нас и подхватила. Парни ехали в Дискит (Diskit). Популярной индийской попсы тогда мы наслушались на несколько лет вперед.
Знакомый пограничник долго что-то выспрашивал у водителя, но все-таки пропустил. Едем. Этот синий гадюшник вдруг заглох. Парням пришлось заводить с толкача, разогнавшись по серпантину вниз. Снова едем. Снова глохнет. Водитель выходит, плюет на капот и ругается прямо как в "Кавказской пленнице": будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса. Только пылесос так и не ехал. вобщем, часть пути до перевала мы прошли пешком, потому что Мишка предусмотрительно вытащил рюкзак.
А чем выше, тем больше снега. И ручьи текут, пересекая дорогу. Голову давит так, что мама не горюй. Через какое-то время нас подобрал джип с индусами, которые ехали "отметиться" на перевале.
Там наверху большая площадка, доски информационные, сообщающие, где вы оказались, и даже магазин с сувенирами (причем продавцы там - военные). Все сувениры: футболки, бейсболки, кружки, тарелки с символикой Кардунг Ла (Ла в переводе означает "перевал").
Пока спускались на другую сторону перевала, нас подобрали 2 военные машины, причем ехали мы в разных. Служивые кормили меня печеньем и поили соком, расспрашивали про Россию. Часа через три (все это время мы спускались с перевала) увидела Мишку на дороге и очень обрадовалась, потому что боялась его пропустить. А ведь уже столько времени не знала, впереди он или сзади.
Ночевали в местечке Кардунг. Вкусный чай со сгущенкой хоть как-то скрашивал проявления горняшки. Народ там живет довольно тихо, лишь изредка гоняясь за отставшими от Далее
стада яками: пастух бегал за ним полчаса, а все с верхотуры наблюдали за этим, и очень было забавно, потому что возвращаться в стойло явно не входило в планы настырно убегавшего животного.
Общение происходит методом "перепилихи": громкие вопли с крыши какого-нибудь дома раздавались минут 15, пока местная жительница не выяснила что-то на другом конце поселка. Люди тут все так же северные индусы: вот например один из них.
Наверняка всю жизнь прожил в Кардунге.
В деревне прямо на проезжей части пацаны играют в поло. Монах прошел в растоманском оранжевом берете и показал все свои зубы, улыбаясь.
Утром грузовые Тата пошли часа в 3-4 утра. Из дома мы вышли в 5. Подобрала тата с еще двумя местными голосовавшими тетками. Водитель явно был гонщик, вроде не пьяный, а гнал так, что мы пару раз чуть не врезались во встречку. Хватаясь за что-нибудь в кабине, через полтора часа под местные напевы мы доехали до поселка Калсар (Khalsar). Не задерживаясь там, прошли мимо часа полтора пешком, наблюдая долину, пушечки на военных базах а также ишаков в изобилии.
Дошли до развилки на Суммур (Summur) и как только перешли очередной пост с проверкой пермита и паспортов, нас подобрали две военные машины с сикхами, служащими по контракту.
Мне повезло больше в этой поездке, потому что мало того, в нашей машине играла музыка, мои понимали по-английски. Миха же, как выяснилось позже, ехал в полной тишине. А мне была оказана масса внимания. Сикхов интересовало все: есть ли у нас горы, знаем ли мы доллар, как выглядят наши деньги (кстати, если возьмете с собой несколько червонцев в подарок, вас полюбят и запомнят навсегда :). Как у нас устроены семейные отношения, сколько я хочу детей, парень сзади - друг или муж, где мы живем, сколько у нас комнат, какие у нас средние зарплаты, и есть ли у нас коровы. Я отвечаю: "есть, только раза в 3 больше, чем здешние", они смеются.
Дорога от развилки до Панамика очень красивая, идет по долине реки Нубра. Река бурная, несет много песка и шлифует черные камешки. Аккуратные домики местных в поселках и много цветущего шиповника (или что-то вроде него). В результате на дорогу от Ле до Панамика мы потратили 0 рупий, автостоп работает.
В Панамике (Panamik) нашли очень уютный гестхаус, комната человек на 8, а кроватей 3. К тому же, проблема с горячей водой в этих местах решена до тех пор, пока недра земли отдают воду горячими источниками. Там где вода протекает, образуют причудливые отложения ярко оранжевого или белого цветов (с кристалликами).
Мы в ожидании пепелацца Кардунгский дедушка
По дороге в Панамик По дороге в Панамик
Индусы настроили там резервуаров, чтобы вода в них могла скапливаться. По неосторожности засунула туда руки, и ошпаренная вытащила обратно, вода горячая, градусов около 60 точно. А потом мы помылись наконец-то горячей водой, которая сама лилась.
Оборудованные "бани" активно используются местными и для помывки и для стирки. Но вода во многие дома проведена по трубам напрямую, так что здесь я видела ванную и не удивилась. Вот счастье, воду не отключают на профилактику. И так круглый год.
После "баньки" решили прогуляться к реке. Вдоль реки по берегам кони и ослы щиплют травку на заливных лугах. Идиллия.
Сама река имеет сильное течение. А вот где раньше было старое русло, а потом переместилось, есть замечательные голубые лагунки с голубой отфильтрованной водой. Холодновато, но авантуриста Федота это не остановило.
Местный народ приспособился делать из колючек заборы, через которые и лезть то мысли не возникает (там не столько без одежды можно остаться, сколько без кожи).
Ящерицы всевозможных размеров сантиметров от 1 до 20 шныряют туда-сюда.
Вечером парень из местного restaurant сделал нам такие момо из капусты с творогом, что я съела больше Мишки. Все это поедалось под чанг, купленный у местных жителей. По вкусу как пробродивший квас, уносит мягко и нежно, а самое главное незаметно. (Спустя день в Панамик приехал Габор и остановился в том же отеле, откуда мы уехали уже, увидел наши фамилии и спросил: как тут русские себя вели, на что ему ответили, что "русские пили". Видимо весь поселок знал, что мы искали чанг, потому что с трудом нашли. Но европейцы, которые пьют их напиток, были удивительны. Причем вели мы себя очень прилично, честно.
Пока мы этот чанг искали, посмотрели как внутри живут люди: большими семьями, и стар и млад, вместо бетонных заборов все те же колючки, видимо защищающие и дома и посевы от ослов. Чтобы будущий урожай "не снюхивался".
В 9 вечера небо усыпано таким количеством Далее
звезд, которое никогда не увидишь в Москве. Поистине в Индию можно ехать только чтобы ночью наблюдать звезды и огромные луны, которые можно как будто рукой достать.
Кстати, если проехать за Панамик, то можно добраться до краев, где находится вторая по высоте, но очень сложная для восхождения вершина К2. Но она на территории Пакистана. Сейчас там опасно.
Панамик произвел на меня крайне положительное впечатление. В это место можно вернуться.
Обратно до Ле мы доехали за 8 часов (часть времени- автобусом, часть- на джипе). Водитель джипа от развилки на Дискит до Ле взял с нас 500 рупий за двоих. И снова Кардунг Ла, но на этот раз переносилось все легко. Акклиматизация прошла. Вечер прошел на крыше нашего отеля: салат с брынзой, виски, песнями, танцами и игрой на хамусе, чтобы хоть как-то заснуть.
Наша цель на 08 июня - достижение перевала Кардунг Ла на мотоцикле, пока Пермит действует, надо брать от жизни все.
Наш знакомый пограничник-сикх принял нас как родных. :) Сикхи вообще вызывают массу положительных впечатлений: аккуратные, спокойные, хорошо работают, семейственные, не курят.
Вобщем, ехали мы все выше и выше. Поскольку на перевале мы уже бывали никаких сложностей организм не испытывал. Мне даже иногда удавалось бежать за мотоциклом, когда он не тянул двоих. Добрались благополучно. По дороге видели много сурков (из окна автомобиля их как-то не замечаешь). Некоторые осмелевшие особи выскакивали на дорогу. Шерстка песочного цвета, мощное тело и лапы. Если чувствуют опасность, то смываются в норы со скоростью света. Поймать в кадр- пратически не реал.
На перевале в этот раз было много народа. Мы достигли своей цели.
На обратном пути пошел снег. Сбитый автомобилем сурок лежал на дороге с алой струйкой крови. Жалко и обидно. А уже у кардунгской лягушки (камень, выкрашенный под лягушку) светило солнце и добродушные ослы с радостными мордами снюхивали предлагаемые им лепешки.
По дороге в Панамик По дороге в Панамик
В честь покорения перевала на мотоцикле, мы сделали в пароварке замечательное курино - овощное рагу. Причем курица была свежак, видимо минут за 15 до покупки еще живая. Свежее мясо в городе можно купить у мусульман.
Пошарились по закоулкам и нашли большие колокольчики и танки намного дешевле, чем их продают на центральных улицах. Так что - ищите в подворотнях, там хоть и места меньше, зато в разы дешевле можно найти сувениры. И обязательно торговаться. Хотя не факт, что мы купили все равно не задорого.
Один день мы потратили на гулянье по городу. Снова ходил этот человек со змеями в корзинке. Берет, открывает крышечку и потыкивает своих питомцев, чтобы выше вылезали. "Рабочие лошадки". Хозяин пытался взять за просмотр деньги, но мы не давали, потому что смотреть не хотели.
Услышав русскую речь из магазина платков вышла русская девушка Маша родом из Питера, которая в Индии уже 3 месяца отдыхает одна. Деньги кончаются, а домой не хочется. Говорит "эта свобода, как наркотик". Видимо, устала от соотечественников.
Пока гуляли, встретили Габора, посидели с ним и еще семейной парой поляков в кафе. Поляк тут работает, нефть добывает. Говорит, когда взрывают землю, столько змей выползает, что мама не горюй.
10 июня с утреца выехали на тур.автобусе в Манали (Manali). Ехали с семьей местных: родители и две дочки. Одна девушка оказалась очень общительной, говорит и на немецком, и на французском, а также английский, хинди и фарси. Пока мы общались, родители в это время мирно спали, хотя трясло так, что думала отвалится голова. А им - хоть бы что. Привычка.
На ночевку останавливались в замечательном местечке Dacha, местность Лахол (Lahaul). Очень жаль, что здесь мы были лишь ночью, потому что место красивейшее: долина, где сливаются две реки, горы вокруг, такое ощущение что находишься на большом стадионе. Луна ярчайшая, рукой можно достать и мириады звезд.
Спали в специально оборудованных шатрах, Далее
тут же и кухня, и столовая, и топчаны-спальни по периметру. Народ гудел до 2-х ночи, англичанка на соседней кровати стонала: "please, stop talking, smoking…", но ее никто не понимал. Веселая ночь. В пять утра проснулись и вперед. А ночью все равно ездили Таты, нагруженные товарами. Жизнь кипит.
По дороге в Манали больше всего запомнился перевал, из которого индусы сделали горнолыжный курорт: скатываются с грязно-снежных склонов, пронумерованные резиновые сапоги и засаленные шубы выдаются напрокат. На конях в телегах ездят, иногда вместо коней - люди (как правило намного худее тех, что сидят и катаются). Чем-то все это напоминает нашу Масленицу, только без чучела, блинов и водки. Вот такой popular pass.
Спускаться в долину Кулу было тяжко. Культура вождения индусов позволяет им оставлять свое любимое авто прямо на петле серпантина. Так и хочется вылезти и надавать по ноге спящего водителя, торчащей из окна неправильно припаркованной машины.
Зато долина Кулу (Kullu) принципиально отличается от владений штата Джамму и Кашмир. Высокие деревья, ягоды на склонах, цветы, очень влажно и душно. Поскольку дорога очень опасна, много машин, которые уже никуда не поедут, валяется вдоль дорог.
Остановились мы в часе ходьбы от Манали в поселке Вашист (Vashist). Мишка через 15 минут поисков предложил мне выбор: рай во дворце или рай в шалаше. Движимая романтическими порывами, я согласилась на шалаш. Подниматься до него в гору минут 7, по крутой дороге, вдоль задних дворов, помоек и пасущихся коров (одна из них даже напала на Михаила, но мы отбились). Стоит шалаш 60 рупий в сутки, только крыша, стены, окна, душ и туалет отсутствуют. Но! Чем выше живешь, тем дальше видишь. Вид на долину Кулу открывается такой, что дух захватывает.
Проблема с душем была решена с помощью ближайшего водопада. Вода вроде была чистая, потому что практически все живут внизу. Позже в гостевой книге мы прочитали, что в этом "шалаше" останавливались японцы, русские, израильтяне и даже кто-то из Бразилии.
На одном  из перевалов Ле-Манали Туман на дорогах близ Манали
Продавец сладостей Масленица по-индийски
Следующий день мы посвятили мотопрогулке до Маникарана (Manikaran). Если ехать от Манали в сторону Дели, то возле моста в Buntar надо повернуть налево. Дорога иногда идет по лесу, иногда вдоль обрывов, иногда видно поселки с пагодами.
В самом Маникаране оказалась такая прорва народа, что даже наш Enfield было проблематично припарковать. Это место - священное у сикхов (столько красивых сикхов, ах!). Горячие источники вливаются в резервуары, оборудованные под бассейны и купальни. Однако ныряющих не видно, потому что не читали тут русские сказки про молодца, который из кипящего чана еще более прекрасным выбирается. Вобщем, вода кипяток.
На другой стороне - что-то вроде храма. Там не только купальни, там и молельные комнаты, и общежитие. Все ходят босиком. Женщинам покрывать волосы. Потом эта сикхская косыночка синего цвета, случайно брошенная стираться в белым бельем, сделала все вещи голубого цвета :).
Маникаран стоит на берегах очень бурной реки…. Тут ни на чем не пройти по воде. Только если прямо на небо. От падающей с высоты воды стоит грохот.
Обратно решили вернуться по другой стороне реки…. С нас содрали 100 рупий, причем до сих пор гадаем за что: либо за пользование асфальтом, либо за проезд в вечернее время, либо за мотоцикл, либо за то, что мы с тельняшках. А может за все сразу.
13 июня утром зашли в турагентство одного француза в Вашисте. Оказывается, автобус до Дели отправляется раньше, в 15.30. И места остались только спальные (sleeper). Мишка бухтел, что надо сидя ехать, там никого нет, но позже поменял свою точку зрения. Пока шли к автобусу у продавца самосы удалось выпросить обычную вареную картофелину. Правда человек долго не понимал, зачем она мне нужна. И вот иду я по городу Манали в Индии, с рюкзаком за спиной, жую вареную картошку, и ничего вкуснее в этом путешествии я не ела. Без соли и майонеза она настолько прекрасна, что предательская слеза тоски по Родине катится по щеке. А народ смотрит удивленно, или смеется, или тычет пальцем, а мне все равно, потому что в тот момент я была самым счастливым человеком на свете.
Наш автобус до Дели нашли не сразу, потому что автовокзал представляет собой грязную площадку (асфальт? что это?) с массой автобусов, такси и моторикш, которые беспорядочно перемещаются. Ко всему этому прибавьте людей с большими тюками, которые иногда могут пытаться пройти сквозь вас.
По дороге не обошлось без скандала. Мало того автобус был забит до отказа, так еще на некоторые места было продано по 2 билета. Пока сыр да бор, автобус стоял, нас не выпускали, а жарища то никуда не уходила. Здесь Михаил начал употреблять выражение "смотри, incredible India".
Вобщем ехали по духоте и как-то беспокойно в общей массе. После Pandon (поселок, где большая красивая плотина с бурным водоспуском) встречались обезьяны. Они сидели семьями прямо возле дороги. Горы постепенно Далее
отступали, уступая место равнинам.
Часа в три ночи остановка - Мишка меня будит, чтобы сходила "проветрилась". Позже оказалось, что в этом месте встретились 2 автобуса: наш и тот, что едет из Дели в Манали. Второй попал в аварию, стоял без лобового стекла и бампера. Но поскольку нам до Дели оставалось 5 часов, а другим до Манали дольше, мы поменялись автобусами. Перетаскивание сумок, тюков и спящих детей продолжалось где-то час. Как водитель ехал со скоростью 80 км в час без стекла? Может в шлеме… Incredible India.
14 июня. Из-за ночного обмена автобусами мы прибыли в Дели на 2 часа позже запланированного времени. Здесь у нас только день, ночью- самолет в Москву.
Запах пригорода Дели состоит из: запаха гари, мусорки и туалета. Однако, Михаил сказал, что 4 года назад город был куда грязнее и сейчас блестит, как яичко.
В городе было крайне душно. Первое желание при выходе из автобуса- упасть в любую воду и отмыться от пота и грязи со слиперского матраса. Надо было ехать в шортах и брать с собой подстилку на матрас.
На Main Bazare нашли комнатку в отеле за 200 рупий, торговались не на жизнь…. Отмылись и пошли гулять. Очень, очень, очень рекомендую в жаркую погоду посетить делийское метро! Там просторно, чисто, hi-tech стиль, вагоны широкие (Мишка вытянул ноги и они достали лишь до середины, в Москве достал бы до противоположной лавки). Вход по жетонам, которые при выходе сдаешь. И там везде прохладно!!!
На верху жарень несусветная, даже мороженное и попить не помогают, так что до арки я дошла с большим трудом.
День прошел в мучительной духоте. Однако были и положительные моменты. Например, покупка разных чаев, особенно меня впечатлили ванильные палочки. Хозяин чайного магазинчика угощал нас чаем со сгущенкой, приятно.
А когда стемнело, сидим, пиво местное пьем, Мишка скучает по Очаковскому черному. И тут к нам подходят два индуса и спрашивают: "Вы из России?" … на чистом русском языке. Оказывается, они учились у нас по строительным специальностям. Теперь работают в Бангладеш. Один даже жену привез с собой, Оксану. Говорит, по Дому скучает. Второго спрашиваем: "а у вас тоже русская жена?" "нет, у меня наша". Особенно интересно было узнать про Путина, Медведева и как там стоит Москва :.
В здании аэропорта я … замерзла. Причем на улицу уже не выпускают, а курить можно только там. Так что оставалось только ждать…
Ура! Мы приземлились! При выходе у нас перерыли все вещи, намекая на контрабанду запретного курева и вывоз драгоценностей. Но у нас были лишь пачки бидди и незамысловатые бусики из стеклышек. Так что вскоре мы были отпущены восвояси.
Папа встретил. Все-таки хорошо дома. Увидеть другой мир и вернуться домой - в два раза приятнее.
Дорога на Маникаран На дорогах Дели
КОМАНДА  |  ПОЛЕЗНО  |  МАРШРУТЫ  |  ФОТОГРАФИИ  |  ОБЩЕНИЕ  |  КОНТАКТЫ