Туристы-авантюристы команда любителей приключений

Письма с Эльбруса

Сроки: апрель - май 2002
Дополнительно: Фотографии. Кавказ. Эльбрус

Несколько слов о научно-техническом прогрессе

Еще пару лет назад, отправляясь в путешествие, я мог рассказать вам об увиденном либо по приезду, либо, если маршрут проходил по населенным районам, в письмах, чего, собственно, я никогда не делал. В те годы я даже и не помышлял о тех возможностях, которыми располагаю сегодня. Прогресс летит неумолимо вперед, и я пытаюсь хоть как-то его догнать, корябая (тут наш спор зашел в тупик, как правильно писать "пиша","пися" или как-то еще. Решил, что слво "корябать" здесь наиболее уместно) эти письма сегодня вам. Почему корябая, спросите вы? А все очень просто. Поскольку речь зашла о научно техническом прогрессе, то понятно, что пишу я эти письма не на бумаге, а на Palm - электронной записной книжке. После того, как письмо написано, я отправляю его с помощью мобильного телефона. По инфракрасному порту из Palm данные передаются в телефон, из телефона по каналам связи на почтовый сервр, а откуда они разлетаются в виде e-mail_ов во все уголки мира к моим друзьям и знакомым.
Таким образом, при наличии мобильнои связи, я могу регулярно отправлять вам свежие письма. Ну а теперь перейдем к лирике.

Поезд N 41 Москва - Нальчик

. . и остался перон позади. В этот раз провожающих почти небыло. Немного обидно и одиноко оттого, что покидаешь дом и никто не провожает тебя, но в тоже время не было и болезненных минут расставанья. Москва как-то сразу осталась позади, а впереди ... Что там нас ждет впереди? Пожалуй точно не знает никто из нашей команды.
Стук колес. Шелест перебираемых Егоровной пакетов с нашим сухим кормом (иначе его и не назовешь). Тем кто ездил - это чувство хорошо известно. Одновременно хочется и быстрее добраться до места, и немного оттянуть этот момент.
PS. Едем как всегда с юмором. Максу, словно принцессе на горошине, подложили под матрас кошки. Не со зла, просто так вышло. Как-то он будет спать?
27 апреля 2002
27 апреля. Весь день едем в поезде. Ничего нового: вешаем снаряжение, еду, перепаковываем рюкзаки. В перерывах пьем пиво, купленное на полустанках.
Начинает чувствоваться близость юга - все чаще и чаще встречаются цветущие кусты. А уже к вечеру, мелькающие в окнах сады оказываются совершенно белыми от цветущих в них деревьев и кустарников. Ветлы тянут свои, уже зеленые, ветки вверх.
Полустанки, один, как капля, похожий на другой, все-таки отличаютcя. На одном преобладают вареные раки, на другом ряды торговцев медом, на третьем - ведра грецких орехов. Все остальное одинаково: пероны, бабки, здания вокзалов, снующий люд.
К вечеру все дела переделаны. Основным времяпрепровождением становится лежание и созерцание видов проносящихся за окном. Скорее бы Нальчик.
28 апреля 2002
Подъезжаем к Нальчику. Поезд сильно опаздывает. Но может это и к лучшему - подъедем как раз к открытию погран части.
Сирень здесь уже распустилась и показались первые горы в синеватой дымке. Идет дождь и это меня немного пугает - в горах непогода. Чем ближе подъезжаем, тем чаще открываются белесые громады. Уже отсюда видно, что снега в горах много.
*****
А/л Джантуган. Весь вид напоминает расцвет социальзма. Деревянно-фанерные домики с видом на снежные, играющие в лучах солнца, вершины.
Нас встретила очень милая тетушка и поселила в домик. В домиках холодно, но нам выдали обогреватели. На кухне тоже холод - при дыхани идет пар. Сейчас покушаем и пойдем тренироваться на ледник, если совсем не испортится погода, ибо к этому есть все предпосылки.
Непогода настигла нас вечером, когда утомленные мы вернулись в лагерь. Пошел мокрый противный снег, а мы сытые брели из столовой в наш холодный домик.
Отметили день рождения Шуринского: жгли бенгальские огни и пили чай с сушеным тортом. В подарок он получил лишний кусок сахара и был очень этому рад.
А снега в горах действительно много. Вместо ледовых занятий вышли снежные. Натропили 500м в высоту. Сугробы глубиной от щиколотки до пояса.
Завтра нам предстоит один из самых трудных дней. Мы должны набрать около 1000 м в высоту с тяжелыми рюкзаками и при известном покрове сега. Лишь бы была погода. А теперь спать.
29 апреля 2002
Сидим на 3100. Прямо перед нами перевал ВЦСПС и пик Курмычи. Все-таки мы набрали эти 1000 метров. И от этого хорошо. Но все остальное...
Тропили по пояс в снегу. Даже неутомимый Егоровна менялся через каждые 30-40 метров своей очереди тропежки. Весь день светит яркое солнце и снег превратился в рыхлую кашу. Высота также начинает сказываться - сильная отдышка при нагрузках и легкое головокружение, сопровождающееся гудением в голове.
Горелки что-то не очень работают - еле тянут. Готовка растягивается на 1,5-2 часа.
Зато отсюда открывается шикарный вид на противоположную сторону долины Адыл-Су. Очень красивые ледопады, пики на фоне чисто синего неба.
Пока лежим в палатке и ждем обеда-ужина, пишу это письмо. Ноги у всех гудят и к тому же мокрые насквозь. Спать сегодня придется с мокрыми носками на бедрах, чтобы хоть как-то их просушить. Бр-р-р!
30 апреля 2002
Джантуган. Наелись, напились. Усталые, но довольные готовимся ко сну. Пишу, а глаза уже закрываются.
Сегодняшний день выдался длинным. Но обо всем по порядку. Проснулись рано (по сравнению с первым днем) - в районе 5. Холодно. Никто полноценно не спал - все больше какой-то полудрем, сказывается недостаточная аклиматизация. Да и откуда ей быть? К тому же я и Егоровна промерзли. Голова гудит.
Выпив горячего чая и заталкав в себя мюсли, выдвинулись на штурм перевала. Утренний снег жесткий, идти по нему одно удовольствие - не то что вчерашняя каша. Высота сказывается на движении - делаешь 50 шагов и минуту пытаешься отдышаться. Чем ближе перевал, тем меньшее число шагов и большие промежутки на восстановление дыхания.
Выползли. Вот он - этот злосчастный перевал, к которому мы стремимся 2-й день. И всего-то 1Б, но очень долгая до него дорога. Теперь перевал ВЦСПС (3723м по GPS) уже пройденный этап. Вперед к вершине!
Еще несколько часов тропежки по сухому холоднму снегу, карабканья по скользким камням и вот мы уже под вершиной. Каждый шаг дается с трудом: 3-5 шагов - остановка, 20 - 30 - смена ведущего. Кажется, что мы никогда не достигнем этого пика. Вот он сдался - наши организмики дотащились, уставшие, с трудом дышащие, не осознающие содеянное, но уже гордые. Отметка 4045 - пик Курмычи осталась под нашими ногами.
"Молоко" затянуло все вокруг. Скорее вниз, пока погода не испортилась в конец. Вот снова перевал. Долго советуемся - ночевать в палатках в лагере или спускаться в а/л (слишком большой сброс высоты - 2000м в один день, при условии, что 1000м мы набрали в этот же день). Чтобы долго не спорить - отложили обсуждение до лагеря, какое будет самочувствие.
Если вспомнить, как мы поднимались, то спуск оказлся полной противоположностью. Последние 600 м до лагеря мы спустились быстрее 20 минут. "Очень быстро", - скажете вы, и будете правы. Быстро. "Не возможно!" А вот и возможно! По мягкому снегу на попах мы скатились с перевала до самого лагеря. На хороших скоростях, под дружное улюлюкание и совсем не устав. Вопрос со спуском в а/л был решен.
Началась дорога вниз. Под лучами солнца, хоть и спрятанного в тумане облака, снег раскис в конец. Если при подъеме, мы проваливались по колено, то сейчас мы увязали по пояс. На 100 метровом участке мы отдали почти все силы. Спуск стал под вопросом. Еще бы 2-3 сотни метров такой тропежки и можно было бы ставить лагерь снова.
На помощь опять пришла природа - мы вышли на линию падения воды. Хороший желоб, отсутствие камней, мягкий снег. Это была настоящий бабслейная трасса с виражами, заносами, трамплинами. Нарушая всякую технику безопасности мы повалились на задние места и рванули вниз. Менее чем за 30 минут мы сбросили 800м. Из тяжелой работы спуск превратился в увлекательнейший атракцион.
Тем не менее, эти дни дались очень тяжело: Юлька сбросила 3.5 киллограмма, я и Шуринский сожгли носы на солнце, устали абсолютно все.
Все. На сегодня хватит. Теперь спать. Завтра будем весь день отдыхать в Азау.
2 мая 2002
Всем пламенный привет!
Только сегодня рассылка оправдывает свое название. Пишем вам с Эльбруса. Встали лагерем в остове сгоревшего "Приюта 11". Погода переменная.
Временами находят снежные облака, но чаще светит яркое жаркое солнце. Чувствуем себя пока сносно. Правда есть подозрение, что к вечеру будет трещать голова. Немного давит внутри. А в остальном здорово.
Подниматься трудно. Несколько шагов - отдышка. Потом опять несколько, и опять стоишь.
"Бочки" оказались все заняты. Очень много народа. Завтра планируем перебазироваться на скалы Пастухова.
Вид отсюда чудесный. Внизу большие снежные поля, справа ледопады, а на горизонте 2-у горбая Ушба.
На сегодня все. Надеюсь завтра мне хватит здоровья написать опять.
Ваши: Караваныч, Джу, Егоровна, Макс и Шуринский.
Пока в здравом уме и некой памяти. :)
Не успел написать, как случился курьез. Полыхнул балон с газом. У меня опалило волосы - теперь всего по половине: половина бороды, половина усов, половина бровей, половина челки. Меня называют "паленой кошкой". Сбылась Юлькина мечта - я волей случая "побрился".
5 мая 2002
Всем привет!
Рад сообщить, что все живы. Сегодня спустились в долину.
Вчера мы в составе: я, Шуринский, Егоровна и Макс - стояли на западной вершине Эльбруса и лицезрели всю Европу под нашими ногами. Мы сделали это! Все лирические подробности восхождения по приезду.
Огромное спасибо всем, что следили за нашими странствиями. Отдельное спасибо: Русу, Зотову Саше, Силантьевой Лене, Федичевой Наталье, Воронцову Володе, Белоусову Володе за предоставленную снарягу. А так же Мирон Миронычу за провайдеровскую поддержку.
Все остальные подробности в следующем письме.
7 мая 2002
Привет!
Отдохнув немного после горы, готов рассказать подробности восхождения.
Надо сказать, что аклиматизация прошла успешно. Мы отделались лишь легкой головной болью и плохим сном. Учитывая, что жили мы на 4000 м, то это очень неплохо.
Для тех, кто не знает как выглядит подъем на Эльбрус, несколько слов о маршруте. От поселка Терскол, расположенного в долине, идет хорошая асфальтированная дорога до местечка Азау. В Азау расположены несколько ларьков, где готовят национальные блюда, имеется прокат горнолыжного снаряжения, несколько котеджей для отдыхающих горно-катальщиков и станция канатной дороги. Отсюда в больших кабинках мы поднялись на следующую станцию - "Мир", а оттуда еще выше на "Кругозор". С "Кругозора" до "бочек" идет кресельная дорога. Оказалось, что очень неудобно запрыгивать на движущееся кресло с большим рюкзаком, однако альтернатива подниматься на своих двоих была еще тяжелее. "Бочки"- это нечто вроде гостиницы для восходителей или любителей покататься повыше. Представляет из себя набор цистерн с окнами и дверьми. С виду напоминает бочки. Отсюда такое название.
Когда мы добрались до "бочек", то места там уже не оказалось, и мы вынуждены были отправиться выше - на "Приют 11". Раньше это была самая высокогорная гостиница, пока не сгорела. Сейчас там два здания. Маленькое - рабочее, где можно жить, и 2-е - остов бывшего "Приюта". Я как всегда отличился своей алчностью, и мы поставили лагерь внутри остова, съэкономив деньги на проживании в маленьком здании. Стены должны были защищать лагерь от ветра, но на самом деле этого не происходило, ветер гулял, где хотел. На наше счастье сильных ветров не было. Но был мороз. Днем, когда светит солнце - жарко (если нет ветра), а вот ночью температура опускалась до 17-20 градусов ниже 0. За ночь палатка покрывалась изнутри слоем измороси - замерзало то, что мы успели надышать. И при пробуждении снег шел уже внутри палатки. За ночь ботинки промерзали так, что одеть их не получалось, приходилось сначала отогревать их, чтобы они начали гнуться снова, а только потом с трудом натягивать на ногу, после чего бегать вокруг палатки, согревая ноги и внутреннее пространство ботинка. Только догадливый Егоровна засовывал с вечера в них пустые пластиковые бутылки, которые распирали его ботинки. Они так и застывали - распертые.
Как вы все уже знаете, горелки вышли из строя. Сначала одна, а под конец и вторая. Видимо из-за высоты и мороза. Впредь буду ходить на бензине.
Итак, остановившись на Приюте, в первый день мы совершили выход на скалы Пастухова. Это с 4000 м до 4700м. Скалы - это громко сказано. Скорее это нагромождение камней. Подъем до скал занимает от 1,5 до 2,5 часов. Идется меделенно, с остановками, но идется. Во второй день мы уже поднялись до 5000м, выйдя на лед выше скал, но из-за непогоды вынуждены были спуститься. Юля поднялась только до скал, ей не здоровилось и кончились силы. У нас их было тоже не многим более.
На следующий день был назначен штурм. И вот настал день "Х".
Проснулись рано, часа в 4. Было облачно и решили отложить выход на час в надежде на прояснение погоды, а потом еще на час. В результате вышли в 6.30. Юля осталась в лагере. Она приболела и не востановила силы после вчерашнего выхода.
До скал Пастухова дошли за 2 часа с хвостиком. С вечера шел снег и сегодня утром было достаточно удобно идти по застывшему снежному насту. На скалах попили чай из термоса, там же оставили рюкзак с веревкой и системами. Лед выше был покрыт снегом и не представлял опасности. Можно сказать повезло. С этого момента началось наше восползание на Эльбрус.
Как вы поняли, от скал Пастухова вверх идет ледник. Это еще метров 400 набора высоты. Потом подъем плавно сглаживается и еще на 200м набора высоты идет косой траверс. Потом с выворотом на седловину набираем еще 100м обычного траверса (эти 100м набираются плавно, около 700-800м пути и почти незаметны). Итак мы отправились на лед. До косого траверса дошли почти уверенно. Останавливаясь через 30-50м, чтобы отдышаться. А вот сама "косая" была вымучена по настоящему тяжело. Приходилось не только останавливаться, но даже садиться, чтобы перевести дыхание и восстановить немного сил, чтобы пройти следующие 30м. К концу "косой" мы еле передвигали ноги. До седловины оставался только траверс. Начала болеть голова. Все-таки уже больше 5000м. В какой-то момент она стала кружиться. Неужели поймала "горняшка"? Сел, посидел, вроде отпустило. Прошел еще 50м. Опять. Посидел, отпустило.
Вот и седловина. Сил нет. Еле переставляя ноги, подошли ребята. Чувствуют себя примерно также. Пока их ждал, разговорился с инструктором, который привел немцев и сейчас ждал их возвращения с вершины. Он удивился, что мы так поздно пришли. Уже начало непогодиться. По плану у нас шел перекус на седловине. Сломалась вторая и единственная горелка на текущий момент. А в горле сухой ком, такой, что даже сглотнуть не получается. И погода все хуже и хуже. Шуринский начал возиться с горелкой. Ничего не выходит. Задерживаться больше нельзя. Или вверх, или вниз. Пронизывающии ветер выдувает все тепло. Пальцы замерзают даже в теплых перчатках.
Сил идти вверх нет. Вспоминаю слова Белоусова Володи: "Будешь на седловине, сил не будет совсем. Заставь себя сделать несколько шагов вверх. Шаг за шагом, не заметишь, как окажешься на вершине." Думаю о его словах и горняшке. Решено. Пройду часть склона, если голова будет кружиться, тогда сразу вниз.
Шаг, шаг, голова болит, но не кружится, передых. Шаг, шаг, все в норме, передых. Шаг,шаг, сел отдышаться. Сзади идет Егоровна, за ним Макс, и в самом низу Шуринский, бросивший возиться с горелкой. Перегиб и новый набор высоты. Сил больше нет. Белая дорога уходит в туман. Шаг, шаг, сижу. Из тумана выходит пара. "Еще 15 минут и ПОБЕДА!"- взбодрили они. Поднимаюсь. Шаг, шаг, передых. Шаг, шаг , передых. Ветер. И вот она - наша цель в конце снежного поля на голубом фоне неба. Шаг, шаг,шаг,шаг... Ближе,ближе.
Стою на вершине, а из глаз ручьем льют слезы. Расплакался, как сопливый пацан. Толи от усталости, толи от радости победы, толи от эмоционального перевозбуждения, а может от всего вместе. Мы сделали это!
Подошел Егоровна. Не улыбается. На часах 14.28. Сфотографировались. Подошел Макс. Ждем Сашку. Сильный пронизывающий ветер. Наверное он пошел вниз. Начинаем спуск. И вот тело Шуринского выплетается из-за бугра. Ждем. Оно (тело) не улыбаясь следует на верх. Поднимаемся с ним во 2-ой раз.
Ура! Мы все на самои высокой точке Европы. У нас все получилось. Теперь вниз.
Опять набежал туман. Очень холодно. Еще 3,5 часа спуска. Юля с волнением встречает в лагере. Дошли. Радостные, усталые, никто не может выдавить даже улыбку, хотя чуства переполняют изнутри. Все рассказы завтра.
Огня нет, Джу достала термос теплого чая - согрела снег в "Новом Приюте". Сама не пила, ждала нас, "ежиков в тумане".
Вот так все было.
*****
Поезд мерно стучит колесами - едем домой. Пишу, но все еще не верится, что нам удалось покорить 5642м.